Детский сад под парусами
Честно скажу, перед этим плаваньем меня мучали пессимистичные предчувствия. Шутка ли — два младенца на яхте: семимесячная Марина и 13 ти месячный Лео. В голове рисовались мрачные картины, что всех укачает, дети будут болеть, непрерывно кричать, разобьют руки-ноги-головы, у меня пропадет молоко… Однако, проведя неделю на Средиземном море в детском саду под парусами, я приобрела твердую уверенность — ходить на яхте с маленькими детьми вполне можно, надо только это плаванье правильно организовать. Здесь я расскажу о том, как можно выйти в море «с маленькими ураганчиками», которые еще только учатся ползать, ходить и взаимодействовать с миром.
Организация плавания
Европейцы, в отличие от россиян, активно практикуют яхтенные путешествия с маленькими детьми на борту. Помнится, на понтоне в марокканской марине я столкнулась с дамой, бодро везущей к себе на яхту прогулочную коляску с годовалым малышом и отказывающейся от предложений помочь. А вот наши соотечественники пока чаще всего боятся. Хотя те немногие яхтсмены, кто решился отправиться в плаванье, потом признаются, что самым сложным было «уговорить маму». Как же стоит организовать плаванье с детьми, чтобы у всех участников остались исключительно положительные воспоминания?
Главное, будьте готовы, что под детей надо подстраиваться. Проводить много времени в ограниченном пространстве, где почти ничего «нельзя», маленьким яхтсменам будет скучно. Поэтому постарайтесь не планировать длинные переходы — 2 3, максимум 4 часа. В тот день, когда мы шли под парусами семь часов, настроение годовалого Лео сильно испортилось. И, как нетрудно догадаться, настроение слушающих детские вопли взрослых тоже было не самым радужным.
Для стоянки лучше выбирать оборудованный причал, чем якорную стоянку — для малышей тяжело больше суток сидеть взаперти и не иметь возможности погулять по твердой земле. Помнится, с целью найти приемлемую стоянку неподалеку от Бодрума, мы даже один раз напросились встать к рыбацкому причалу. Обычно рыбаки не любят яхтсменов, но турки, как известно, очень чадолюбивы — и когда им предъявили двух младенцев, сразу оттаяли и предложили стоянку. Так что основной задачей родителей было оберегать детей от повышенного внимания местных жителей, которые больше всего на свете мечтали потрогать белоснежную детку, поцеловать ручку, погладить по головке.
Где и когда
Исходя из интересов юных яхтсменов, для семейного плаванья лучше выбирать маловетренные районы. В Средиземноморском регионе я бы посоветовала следующие места: Адриатическое море (Хорватия и Италия), Ионическое море (греческие острова Корфу и Лефкас), залив Гечек в Турции (порт Гечек и Фетие к востоку от Мармариса).
При выборе сезона нужно, обеспечить сочетание двух факторов: чтобы, с одной стороны, получилось не слишком экстремально, а с другой — не слишком жарко. Оптимальными в такой ситуации будут май-июнь и сентябрь-октябрь.
Стоит ли игра свеч?
Несомненно, яхтинг с детьми требует от родителей определенного пофигизма. Да, возможно, что знакомство с яхтой будет сопровождаться для малыша некоторым количеством синяков и шишек — но он точно также сможет получить эти синяки и шишки и на детской площадке, и даже в своей квартире. Невозможно оберегать малыша от всего! Трудно придется на яхте избалованному малышу, который привык сразу же получать от родителей то, что он хочет. Скажем, во время ответственных маневров, когда каждая пара рук на счету, годовалого Лео запирали в его каюте и оставляли там скучать, пока родители не освободятся. Если ребенок избалован постоянным вниманием родителей, а мама все время будет за него нервничать — не стоит затевать плаванье вообще. Опять же, как известно, все дети разные, и я не возьмусь утверждать, что яхтенное путешествие подойдет каждому… Но, если у родителей есть желание — нет ничего невозможного.
Общие советы
Солнце. При любом путешествии с детьми необходимо продумать защиту от солнца — широкополые шляпы и панамки, крем от солнца с фактором защиты 40 50, тенты и навесы от солнца. Постарайтесь минимизировать пребывание детей на ярком дневном солнце — лучше играть в тени, а на солнце выходить в утренние-вечерние часы. Не забывайте, что кожа детей до года в принципе не вырабатывает меланин, то есть они вообще не загорают, и прямые солнечные лучи для них очень опасны.
Питание. Лучше, если рацион ребенка во время поездки будет максимально приближен к привычному. Мы специально брали с собой в путешествие гречку, сушки и т. п. и старались не знакомить дочь с новыми опасными продуктами.
Перелет. Общеизвестно, что во избежание декомпрессии во время набора высоты / снижения полезно делать глотательные движения. Поэтому, чтобы у малыша не болели ушки, при взлете и посадке ему стоит дать что нибудь попить. Кстати, для детей до 9 месяцев можно взять специальную люльку — в ней ваш малыш сможет спокойно поспать во время перелета (только надо сказать об этом при регистрации).
Опасные места
На мой взгляд, главные рубежи развития малышей можно определить следующим образом: ребенок лежит, ребенок ползает, ребенок ходит. Для ребенка, учащегося ходить, англичане даже придумали специальный термин «the toddler», означающий, что ребенок уже может ходить, но еще ничего не соображает. Вот этот то возраст, примерно от года и до двух с половиной лет, и является самым сложным и опасным для яхтенного путешествия. Потому что, повторюсь, скорость передвижения у ребенка большая, а здравый смысл еще не появился.
В салоне яхты самых опасных элементов для двигающегося малыша, на мой взгляд, три. Попробую остановиться на них поподробнее.
Камбуз. На большинстве яхт плита закреплена на кардане, что очень удобно в качку. Однако, если резко ударить по плите снизу в момент, когда на ней стоит кастрюля с кипятком, эффект может быть просто сногсшибательным. Практических экспериментов мы, к счастью, не проводили, но все время были к ним готовы. Во избежание детского травматизма, постарайтесь изолировать детей от зоны камбуза во время приготовления пищи.
Трап. Ребенок, освоивший подъем и спуск по лестнице, будет рваться продемонстрировать свои умения на яхте при первой же возможности. Результат может оказаться плачевным — от падения вниз спиной вперед, до вылезания на палубу и прыганья за борт. Мы закрывали доступ к трапу сверху, оставляя на нем брандерщит (взрослым приходилось перепрыгивать, но куда уж тут деваться). А чтобы ребенок не попал на трап снизу, родители Лео взяли на яхту специальную складную загородку — впрочем, за ее отсутствием, вполне можно обойтись обычным туристическим ковриком или фанеркой.
Щели дверей. Ученым до сих пор неизвестно, почему щелочки магическим образом притягивают нежные детские пальчики. Так или иначе, все двери должны всегда быть либо задраены, либо заблокированы на стопор в открытом положении. За исключением вышеперечисленных пунктов, надо сказать, что салон яхты — место достаточно безопасное для ребенка — проектировщики стараются, чтобы внутри не было острых углов и выступающих предметов. С другой стороны, конечно, все зависит и от поведения взрослых — надо привыкнуть не оставлять острые ножи, чашки с горячим чаем и моющие средства в зоне досягаемости малыша.
Кокпит и палуба — место, где потенциальных опасностей, пожалуй, больше. Мы в полной мере оценили удобство защитной сетки на леерах. Даже ползающий, а не ходящий ребенок в мгновение ока способен добраться до края палубы. Наверху активно передвигающийся ребенок должен всегда быть привязан и ходить в спасательном жилете.
Страховка
На мой взгляд, обвязка даже важнее жилета. Тем более, что спасательные жилеты обычно не очень приспособлены для малышей — уж очень у них голова тяжелая. Лео испытал в море три качественных спасательных жилета проверенных торговых марок (в том числе «Sail Marine» и «Regatta»), и мы с огорчением обнаружили, что все они держали его, только когда он лежал на спине неподвижно. Но, как только мальчик начинал барахтаться и выгибаться (а, оказавшись в воде, он именно это и начинал делать), его переворачивало лицом вниз. На самих жилетах так и было написано: «Teach children under 40 kg to float in this lifejacket» (учите детей весом до 40 кг держаться на поверхности в этом спасжилете). Возможно, существуют жилеты, удерживающие голову младенцев над водой, но ни мне, ни родителям Лео они не встречались. Наверное, будет разумным попробовать сшить подходящий спасательный жилет самостоятельно — моим знакомым водным туристам это удавалось, правда, для детей от 3-4 лет — за счет полного отсутствия элементов плавучести на спине и большого воротника. Однако полноценные эксперименты по проверке надежности детских жилетов провести трудно — детей жалко. Впрочем, в любом случае, за борт, все таки, лучше не выпадать — а если страшное случилось, кому то из родителей надо быть готовым сразу же прыгнуть вслед (главное, чтобы не всем сразу — кому то ведь еще надо подобрать «человека за бортом»). Так что, на мой взгляд, главное внимание следует уделять обвязке — Лео носил самую маленькую из специальных яхтенных, которая вполне работала на годовалом мальчике, хотя на ней и написано, что рассчитана она на вес от 20 кг.
Заблаговременно купленный детский спасательный жилет мы, честно скажу, на Марину ни разу не одели. Уж очень он громоздким для нее оказался — в нем ни поползать, ни перевернуться. Хотя если бы пришлось держать ребенка на палубе в штормовую погоду или перемещаться на тузике, мы бы жилет одели обязательно. Зато в кокпите ребенок всегда ходил в обвязке, купленной в обычном магазине детских товаров. Предназначены такие обвязки для обучения детей ходьбе. На английском языке эта конструкция называется «baby harness», в русском переводе встречаются самые разные вариации: и «поводок для детей», и «шлейка». Особенно меня порадовал перевод «вожжи детские». По сути, впрочем, вполне, правильно — за этот поводок-вожжи взрослые вполне могут управлять движениями ребенка — один раз при помощи шлейки я прямо в воздухе поймала девочку, совершающую акробатический кувырок с банки. Конечно, для реальной страховки на яхте подойдет не любая шлейка — мы объездили несколько магазинов и привередливо выбрали самый прочный вариант. Возможно, покупную обвязку придется усилить специальными карабинами или стропами, а кто то предпочтет сшить ее самостоятельно. Так или иначе, если ребенка в обвязке пристегнуть в кокпите за страховочный конец, можно быть более-менее уверенным, что за борт он не уйдет при любых маневрах яхты.
Подходящий возраст
По отзывам нашего спутника, владельца яхты, наиболее спокойно проходило их семейное плаванье, когда Лео было всего 6 недель от роду. Качающаяся на волнах яхта убаюкивала малыша, и большую часть времени он спокойно спал в своем гамаке. Младенцев не укачивает, поэтому ребенок прекрасно мог находиться в каюте достаточно долгое время. Конечно, во время смены галса кто нибудь спускался в кают-компанию, чтобы придержать гамак — но в целом, младенец прекрасно жил в нем самостоятельно. Идиллия закончилась, когда малыш научился переворачиваться — оставлять его одного было слишком рискованно. С последним тезисом согласна целиком и полностью как мама — когда 7 ми месячная Марина проснулась в гамаке, первое что она попыталась сделать, это перевернуть конструкцию вверх тормашками. Хорошо, что папа оказался начеку.
Вообще, основная проблема с детьми нескольких месяцев от роду на яхте — чтобы на них никто не наступил. Поэтому, с одной стороны, лучше идти в море не слишком большим экипажем, с другой — будьте готовы на время сложных маневров и в плохую погоду убирать детей из кокпита.
Так как Марина отправилась в яхтенное путешествие в возрасте активного ползанья и попыток вставания, мы старались организовать для нее безопасное пространство в кокпите. В хорошую погоду кокпит выстилали подушками из салона, а в дождливую — специально привезенными из Москвы туристическими ковриками («пенками»). Очень удачным амортизатором оказалась купленная перед отъездом плетеная шляпа — к ней пришили резинку, и она защищала девочку не только от солнца, но и от неудачных ударов головой.
Начиная с 2,5–3 лет ходить с детьми на яхте заметно проще — с ними уже можно договориться. Однако не ждите, что сам факт плаванья на яхте будет достаточным развлечением для вашего сына или дочери. Конечно же, ребенок восхитится романтикой, и с удовольствием будет любоваться парусами, но только первые 15 минут. После чего вам придется лихорадочно придумать, чем же его занять на оставшееся время перехода. Мой хороший знакомый Тимур Литвиненко, имеющий большую практику хождения шкипером с детьми разных возрастов, называл используемый им стиль общения «принципом Тома Сойера». А ну ка, кто хочет завести двигатель? А ну ка, кто хочет поднять парус? А ну ка, кто хочет посмотреть в бинокль, что там впереди?..
В моей собственной шкиперской практике мне приходилось ходить с мальчиком 12 ти лет, и я подтверждаю действенность подхода Тимура. Будучи подключенным к процессу управления яхтой: то стоит за штурвалом, то управляет стакселем, то читает показания эхолота при швартовке — Вася не успевал заскучать. А какую гордость испытывают ребята 7–8 лет, когда им доверяют постоять за штурвалом (конечно, со страховкой взрослых). Главная задача — сразу же четко оговорить правила поведения, единые для всех. Если шкипер говорит одно, один родитель — другое, другой родитель — третье, то «дело швах». Дети моментально чувствуют разногласия среди взрослых, и дисциплины на борту не будет. Будьте готовы к тому, что детей будет укачивать. Применять можно те же средства от морской болезни, что и для взрослых: недлинные переходы, соответствующая одежда, пребывание в кокпите. Очевидно, что разумнее стоять за штурвалом или играть в словесные игры, чем учиться вязать узлы или играть в кокпите в машинки. Если не забывать про наличие на яхте юнг и организовать для них доступное и интересное занятие во время переходов — плаванье может доставить массу удовольствия как самым юным участникам, так и всем остальным.
Русский парусный журнал "Люди Ветра"
< Предыдущая | Следующая > |
---|