arktika3
Во время одного из путешествий нашего Клуба Шкиперов LordWaters по Адриатике летом 2013 г. мы повстречали в черногорской бухте Ztrastie яхту «Арктика».  Яхта-легенда стояла на «бочке» уже довольно продолжительное время, а ее владельцы-энтузиасты занимались восстановлением яхты.

 

 

 

Расположившись на ночевку на «бочке» неподалеку от «Арктики», за ужином мы слушали истории о легендарной яхте, на борту которой доводилось ходить и инструкторам нашего клуба в те времена, когда яхта находилась в яхт-клубе Николаевского Кораблестроительного Института (НКИ).

arktika1  

Мы предлагаем своим друзьям тоже соприкоснуться с легендой, и публикуем статью об истории «Арктики» Олега Пономарева, автора проекта «Яхт-клуб 5 якорей» - http://yacht-club.org.ua, любезно предоставившего свои материалы.

«Арктика» серийная яхта типа «Опал II» построена в 1973 году на Гданьской судоверфи в Польше. Строительный № 7. Яхта принадлежала Николаевскому кораблестроительному институту имени Адмирала Макарова (НКИ). Яхта неоднократно участвовала в Кубках Черного моря, а в 1975 году стала его победителем. В историю яхта попала благодаря трем дальним походам за пролив Босфор. Первый в 1976 году, второй в 1977-ом и третий, самый значительный с выходом в Атлантику в 1978 году. В те времена в истории СССР за пределы Черного моря яхты практически не выходили. Николаевская «Арктика» была первой. Первой в Средиземном море, первой в Атлантике.


Если заглянуть в историю, то в НКИ в первые годы существования этого прославленного учебного заведения была яхта «Арктика». Но это была другая яхта — двухмачтовая шхуна, построенная до Октябрьской революции. В 1938 году экипаж, состоящий из трех преподавателей и 23-х студентов НКИ, на этой яхте совершили поход: Николаев — Батуми — Николаев, с заходами в Севастополь, Ялту, Феодосию, Новороссийск и Сочи. Вернулась яхта в Николаев  лишь в августе 1940 года. К сожалению, во время оккупации фашистской Германией яхта «Арктика» была сожжена. В 1958 году в НКИ под руководством В.П. Суслова силами студентов была спроектирована яхта с похожим названием «Антарктика», которая была построена на Черноморском судостроительном заводе в период 1959-61 годов. Эта яхта имела водоизмещение 60 тн, длину 27 метров.


Мы же в этой главе будем говорить только о яхте «Арктика» построенной в Гданьске в 1973 году и названной в честь той довоенной яхты - гордости яхт-клуба НКИ. Кстати позже, когда этой польской судоверфи было присвоено имя Джозефа Коженевского (Конрада) эта серия яхт стала называться «Конрад-45». 
Технические характеристики яхты «Арктика» (Опал II):
Длина — 13,65 м
Длина по КВЛ — 9,5 м
Ширина — З,6 м
Осадка — 2,0 м
Водоизмещение — 11 тн
Площадь парусности — 80 кв.м
Вооружение — иол.
Корпус имеет традиционные обводы яхт того времени построенный из красного дерева. Набор - дубовые гнутые и ламинированные шпангоуты, обшивка из досок, палуба из водостойкой фанеры, мачты и гики клееные из сосны. На яхте установлен двигатель «Вольво-Пента» типа МД-2. Управление — румпель.

Итак, 16 сентября 1976 года под командованием капитана Бориса Немирова яхта «Арктика» вышла в первый свой дальний поход из Николаева на югославский порт Сплит. Пограничные и таможенные формальности прошли быстро. Вышли под двигателем, был полный штиль.
Команда - слаженная за многие походы и участие в регатах. Капитан — Борис Степанович Немиров, преподаватель в НКИ. Старший помощник И.Я. Горошко. Вахтенные помощники Анатолий Кузнецов и Александр Кузнецов— студенты 6 курса НКИ. В составе экипажа вошли также два матроса Алексей Куклин аспирант НКИ и Александр Подгайный студент 5 курса НКИ, кок Евгений Хромченко.
Курс по морю был проложен прямо на Стамбул. Со дня выхода из Николаева шли четверо суток. Все было как обычно, ветер преимущественно попутный, погода пасмурная, иногда накрапывал дождь. К турецкому берегу вышли на 30 миль восточнее Босфора. Пока лавировались, подходя к проливу, стемнело. Переночевали на якоре и утром вошли в пролив. Попутное течение помогало двигаться против встречного ветра. Шли под двигателем. Погода, предоставившая на несколько часов хорошую видимость при входе в Мраморное море, начала портиться и далее совсем стала дрянь. Снова дождь, молнии и видимость почти нулевая. Так «Арктика» пробивается через сплошную мглу, иногда вахта зажигает фальшфейеры, чтобы избежать столкновения с встречными судами. Ветер попутный, на яхте подняты штормовой стаксель и бизань.
23 сентября на рассвете яхта миновала порт Гелиболу и уже под спинакером вошла в пролив Дарданеллы. Ребята чувствовали себя первооткрывателями. Все вокруг новое — рыбацкие фелюги, босфорские паромы, дворцы и форты на берегу … Напомню, впервые яхта под флагом СССР побывала в Стамбуле в 1931 году. Это была яхта «Комсомолия» из Одессы. Но «Арктика» шла дальше. Вот уже Эгейское море, ветер сильный до 7 узлов, но попутный. К вечеру основой грот меняется на штормовой, скорость порядка 5-ти узлов. Мимо проплывают один остров за другим, вот уже где-то справа таятся древние Афины. «Арктика» идет дальше, чтобы обогнуть самую южную точку Европы мыс Матапан. Уже на траверзе острова Закинф поломался двигатель и до Сплита «Арктика» шла только под парусами. Почти неделю штилели в Ионическом море, но затем подул попутный ветер и яхта с хорошей скоростью пошла к цели. Но в Адриатике у берегов Югославии штилевые погоды подзамучали экипаж. Наконец, 5 октября во второй половине дня «Арктика» приходит в конечный пункт похода - Сплит. Отдых экипажа, экскурсии по городу, знакомства, ремонт двигателя, так проходят 3 дня стоянки в этом дружественном югославском городке. А утром 8 октября «Арктика» выходит в море в обратный путь. Ветровые условия идеальны, но при выходе в Ионическое море надвигается встречный шторм. Капитан решает идти через Коринфский пролив, этим сокращается переход миль на 200, и отпадает неприятная лавировка в штормовую погоду. Обратный путь прошел без особых приключений. Неприятно пришлось идти в Мраморном море, все время в шторм и лавировку. Мокро, холодно, медленно. 25 октября «Арктика» зашла в Варну, здесь ребята узнали, что накануне в Черном море бушевал ураган с ветром более 40 м/сек. В яхт-клубе разрушены все причалы, даже бетонный мол получил повреждения, вырубило и входные маяки. Да, появись «Арктика» неделю назад в этих водах, трудно себе представить, как бы досталось ребятам. В Варне обсушились, отдохнули, пополнили запасы продуктов и 27 октября вышли на Николаев. Снова встречная крутая волна, холод, пронизывающий ветер. 31 октября ночью «Арктика» завершила свой 3500 мильный поход в Николаеве. Перевернута очередная, но очень знаменательная страница истории.


Следующий поход «Арктики» состоялся в 1977 году. Маршрут и состав экипажа практически повторился. Конечный пункт югославский город Сплит. Единственное, время выхода выбрали пораньше, 10 августа, экипаж учел мокрые и холодные уроки прошлогоднего похода. И еще сократили маршрут, воспользовавшись Коринфским каналом в оба конца. И еще, для пополнения запаса пресной воды заходили в Новый Порт Афина (Греция), где посетили древний Акрополь. А так, все как и в предыдущий раз: три дня в Сплите, заход в Варну. За время похода «Арктика» прошла 2600 миль по генеральному курсу.

arktika2

И наконец, третий поход легендарной яхты, снова впервые теперь уже в Атлантический океан. Выход в океан - это мечта каждого яхтсмена. Сейчас это вполне реальное желание. Можно купить тур в ралли, или завербоваться на какую-то яхту, курсирующую в океане, можно купить, наконец, собственную яхту и это не так фантастично, как советскому человеку в те годы вырваться на парусной яхте в океан.

Поэтому из всего Советского Союза счастливчиков определилось только семь яхтсменов из Николаева. Капитан «Арктики» Борис Немиров, вахтенные помощники: Анатолий Кузнецов, Евгений Хромченко, Сергей Шаповалов (будущий автор идеи «Экологической регаты»), шкотовый Анатолий Марков и матросы Александров Розов и Олег Ус. Двое последних закреплены за камбузом, народу-то на борту в столь длительном путешествии многовато. А в море поесть всегда хочется. Запас продуктов, воды (700 литров) и топлива (140 литров) на борту на весь рейс.


Из Николаева вышли 14 августа вечером. Проходя мимо памятника героям десантникам Ольшанцам, освободителям Николаева от фашистов в годы Великой Отечественной войны, экипаж выстроился на палубе. В скорбной тишине опустили в воду цветы подаренные участникам при отходе. Быстро смеркалось,яхта шла ровно, подгоняемая попутным ветром. К утру вышли из Днепро-Бугского лимана. Генеральный курс — Босфор. В полночь 18 августа открылся Румелийский маяк, затем на противоположном берегу Анадолу. «Арктика» уже в пятый раз входила в пролив, поэтому шли уже смело ночью. Запустили двигатель и с рассветом вышли в Мраморное море. Свежий снова попутный ветер понес яхту восьмиузловым ходом. Дарданеллы проходили также ночью. За последние сутки пройдено 170 миль — это был своеобразный рекорд «Арктики». Эгейское море встретило штормом, правда, снова попутным. В вантах гудело. 21 августа уже миновали Коринфский «коридор», и далее пошли уже незнакомые места. Впереди Ионическое море, курс на мыс Спартивенто, самую южную оконечность материковой Италии. До итальянских берегов шли очень медленно, штилевая погода не давала разогнаться, а двигатель из-за экономии топлива не запускали.

Советская яхта двигалась в Средиземном море, где множество марин и можно было зайти и пополнить запасы и топлива и воды. Но если сделать заход в порт капиталистической страны без веских причин, то на последующие загран-походы можно было не рассчитывать. Поэтому, как не разгоралось любопытство путешественников посетить экзотические берега заморских стран, они шли прямо, терпели, экономили воду и другие запасы, как на переходе через пустынный океан.

25 августа в дымке увидели Итальянский берег. Мессинский пролив миновали опять ночью. До Гибралтара 1200 миль, этот переход показалось участникам похода очень долгим. Слабые ветра, бесконечные лавировки, плохая видимость, зато повышенная влажность. Единственное развлечение  -это обеды. Яхтсмены по совместительству коки творят чудеса, например котлеты из тушенки, дома это и в голову не придет. Или вот еще рецепт с «Арктики»: изобретательный Сергей Шаповалов «заводит кислое тесто на сухих дрожжах. Греется, его ставим на солнцепек, и тесто хорошо поднимается. Свежие лепешки к вечернему чаю вместо сухарей — почти праздник!» (Журнал «КиЯ» №79).

К 10 сентября вышли к Гибралтару. Ветер слабый, яхта с трудом преодолевает встречное течение. И снова ночной переход через пролив, к утру свежий восточный ветер буквально вынес яхту в океан. Атлантика! Европейский берег все удалялся, вскоре «Арктика» уже шла в открытом океане, курс Канарские острова и конечный пункт похода Саната-Крус. Первые дни перехода днем жара, ночью вахтенные одевали свитера и куртки. Потом погода испортилась - плохая видимость, периодически добавлялась дождем. 17 сентября в 4:30 прямо по курсу открылся огонь маяка на мысе Анага. Это значит, что, несмотря на плохую видимость порой и без обсервации, на остров Тенерифе вышли точно. Здесь я замечу, что все определения местоположения яхты во всех трех путешествиях на «Арктике» осуществлялись с помощью секстана и таблиц. На борту была и GPS типа «Furyno», но ей пользовались не часто. В те времена считалось особым шиком работать с секстаном.

При подходе к Санта-Крус-де-Тенерифе капитан запрашивает разрешение на заход. Яхту сначала путают с советской рыбопромысловой базой «Арктика» и направляют в рыбный порт. Но разобравшись, не отменяют своего приказания. Уже в рыб порту советские яхтсмены понимают, почему их не поставили в яхт-клубе. Яхт-клубы на Канарских островах – частные. Это фешенебельные клубы для богатых яхтовладельцев с лоцманским катером, удобными причалами, колонками воды, электроэнергии и телефонами, теннисными кортами, бассейнами, соляриями, ресторанами, барами. В Санта-Крузе яхт-клуб это вообще закрытое заведение, все это только для владельцев и их гостей. Поэтому за забором виднеется всего несколько мачт.

Весь переход, 37 суток, наши ребята шли без единого захода в западные города и марины, они тогда не знали всего этого. Однако, в рыбном порту помимо нашей яхты, стоят и немцы, британцы, французы, …. Здесь же стояло несколько советских рыболовных сейнеров, с одного из которых на «Арктику» доставили письма от родных из Николаева. Рыбаки встретили яхтсменов очень тепло. Вкусный обед, всеобщее внимание, и настоящая русская баня с парной прямо на борту. Экипаж «Видземе» помог с обслуживанием двигателя, зарядили аккумуляторы, заправили топливом. За три дня стоянки в Санте-Крусе побывали в городе, после месячного пребывания в море все здесь казалось ярким впечатляющим. Но отдохнули, выспались, отогрелись и в обратный путь.


21 сентября после теплых проводов «Арктика», нагруженная подарками от своих друзей моряков, двинулась в обратный путь. И как при выходе из гавани яхтсменов встретил свежий встречный ветер, так и весь обратный путь путешественникам пришлось идти в лавировку. На обратном пути сделали несколько остановок, для пополнения запасов воды и продовольствия. При выходе из Гибралтара зашли в испанскую Сеуту на африканском берегу. Далее зашли в Афины, устали. В районе Сицилии пережили хороший шторм, интенсивное судоходство, то и дело приходилось освещать паруса, зажигая фальшфейеры. Утомительные вахты, постоянные ночные авралы измотали экипаж. К тому же все время подстегивало время. Возвращаться в осеннее Черное море дело не веселое. И чем дальше, тем большая вероятность попасть в хорошую переделку. Поэтому простояв в Афинах полутора суток, «Арктика» уходит в ночное штормовое море. И снова лавировка, борьба с волнами и встречным течением. В Босфоре немного отошли, получили небольшой промежуток размеренной судовой жизни. Но закончился газ, поэтому пришлось готовить на примусе, а это просто муки для кока Олега Уса. Единственное, что работало без перебоев, это дизель: и заводился с пол оборота, и работал надежно. В Черном море снова лавировка. Дошли до Варны еще одна остановка, небольшой отдых, встречи с друзьями (за три года советскую яхту уже хорошо знают).

6 ноября яхта выходит в море. Ноябрь - самый суровый месяц в этих местах. Но погода как бы милует, «Арктика» идет хорошо в полветра. Дальше снова лавировка, бесконечные повороты, холод все прибывал. Но приближалась и родная земля, и вот в ночь на девятое увидели огонь Тендровского маяка, это было почти дом! В полдень вошли в Днепро-Бугский лиман, а к ночи уже стали на якорную стоянку в порту родного Николаева. Все просто рухнули спать.

В 9 утра яхта «Арктика» в сопровождении множества встречающих яхт снимается и идет в яхт-клуб к месту торжественной встречи родственников, друзей и официальных лиц. Яхта проходит старинное здание Николаевского яхт-клуба, флагом салютуют ему, на борт с рядом идущих катеров пересаживаются журналисты и фотокорреспонденты. Волнение на борту все нарастает. И вот водная станция НКИ! Множество народа, каждый из путешественников вылавливает родные лица. Фейерверк с берега и яхты, теперь ракеты можно не жалеть. «Арктика» ошвартовалась, капитан доложил о благополучном прибытии и все смешалось. Отважные парни, прошедшие шесть тысяч миль, попали в объятия восторженной публики. Сотни вопросов, смех, шутки, сбивчивые с пята на десята рассказы о доме, о путешествии. Ребята, их капитан и их яхта вошли в историю.


Ну а что же было дальше? Как сложилась судьба яхтсменов, проложивших дорогу в океан, с легендарной яхтой, верой и правдой сослужившей им в дальних походах? Люди, и не просто люди, а увлеченные морем и яхтами фанаты в своих увлечениях пошли дальше. Задумали строить новую яхту и совершить кругосветное плавание. Снова быть первыми.... Однако, об этом следующая история, связанная с еще одной яхтой-легендой «Икаром».
А вот «Арктика» начала спокойную домашнюю жизнь. Местные регаты, потом была продана в Киев, поработала в чартере. В настоящее время превратилась в плавучий дом двух любителей морской экзотики. 

arktika