Бейрутская экспедиция. Историческая справка

 

Русский десант в Бейруте

26 июня (7 июля) 1770 г Андреевский флаг прогремел под Чесмой. Встрепенулась Европа и замерла Османская империя, с ужасом увидев Россов осененных скипетром Екатерины Великой. Русь пришла в Средиземное море громом корабельных пушек и блеском штыков морской пехоты.

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся:

Магомета ты потрёс.

Чесму помнят и знают многие, но ведь на этом блеск Русских побед в Средиземноморье не закончился. Мало кто из наших современников знает о действиях русского флота у берегов древней Финикии, об осаде Бейрута.

Стон Синая раздаётся

Днесь в подсолнечной везде,

Зависть и вражда мятётся

И терзается в себе.

Зри, премудрая Царица!

Зри, великая жена!

Что твой взгляд, твоя десница -

- Наш закон, душа одна

БЕЙРУТ, главный город сирийского вилайета Оттоманской империи. В кампанию 1769 — 74 гг. Бейрут дважды был местом военных действий русского флота. Всего же русский военный флот три раза находился в Бейруте.

1772 год. Позади была победа в громком Чесменском бою. Русский флот состоял из 13 линейных кораблей, 18 фрегатов, 3 бомбардирских судов, 3 пинков и 1 пакетбота. Четыре эскадры составляющие русские силы базировались на архипелаге греческих островов. Основная база- порт Ауза. 20 островов были под контролем русских сил. В снабжении флоту помогали греки, а дипломатическую поддержку оказывала Англия. 7 июня 1772 г. отряд лейтенанта Ризо (4 пинка, 2 полугалеры и 1 шебека), посланный для действий против вспомогательных баз турецкого флота у египетских и сирийских берегов, подойдя к Бейруту, открыл огонь по выходившему с рейда турецкому фрегату, который принужден был выброситься на берег. Покончив с фрегатом, Ризо открыл по крепости сильный огонь; непрерывная бомбардировка продолжалась до 12 июня. Нанеся крепости и городу значительные потери, Ризо с отрядом 17 июня ушел в Аузу.

1773 год. Русский флот полностью контролировал восточную часть Средиземного моря. И если на море русские торжествовали, то на суше дела обстояли из вон рук плохо. Укрепиться на материке не удавалось ни в Сирии, ни на Морее, ни на имевшем крепость и большой турецкий гарнизон острове Станкио(Станко), куда ходила специально выделенная небольшая эскадра капитана Хметевского. Десант, состоя в подавляющем большинстве из “албанцев и славонцев”. Десанты приходилось после эфемерных успехов принимать обратно на корабли: слишком мало было налицо русских регулярных сил. Продемонстрировать туркам свою силу в боях на суше русские смогли единственный раз и только при стечении благоприятных обстоятельств, восточных интриг и лихости русских матросов.

Юсеф Шехаб, рассорившийся с турками, обратился с просьбой к командованию русского флота помочь освободить Бейрут от турецкого отряда, присланного из Дамаска. Шехаб был друзом, шейхом и восточным прагматиком. Судя по всему он хотел стать ливанским правителем, но об этом чуть позже. Кроме турецкого отряда, в Бейруте и Сайде были люди Джаззара (того самого, кто станет властителем Акко и отразит нападение Наполеона и каждый кто был в Акко видел мечеть названую его именем).

В июне 1773 г. начальник отряда (2 фрегата, 4 полугалеры, 1 шхуна), посланного для действия у берегов Сирии, лейтенант гр. М. Войнович, получил письменную просьбу отложившегося от Турции шейха Аккры и губернатора города Сеиды об оказании помощи восставшим против турок друзам, готовившимся атаковать Бейрут; просьба шейха заканчивалась, желанием стать под покровительство России. Гр. Войнович отрядил шхуну Забияка для блокады, совместно с друзскими вооруженными судами, Бейрут, а 17 июня соединился с отрядом капитана 2-го ранга Кожухова (2 фрегата 5 поллак и 2 полугалеры).

Два дня спустя объединённый отряд прибыл к Бейруту и между ее командованием, с одной стороны и шейхом Юсуфом Шехабом, с другой, был подписан договор о совместных действиях. Друзские шейхи признавали покровительство России и обязались воевать с Турцией, пока Россия будет в состоянии войны с ней.

19 июля суда начали обстрел Бейрута, чтобы отвлечь внимание от высадки десанта. Русский десант состоял из 787 человек регулярных отрядов (главным образом, морских канониров) под командой гвардии поручика Баумгартена и иррегулярных частей (из албанцев, греков, славян) под командой майора Дуси и поручика И. Войновича. Несмотря на то, что русская артиллерия разрушила в нескольких местах стену крепости. Превосходство сил противника не позволяло русским частям осуществить дальнейшее наступление. Было решено ожидать подкреплений из Акко, а десанту вернуться на корабли. Друзы блокировали горные дороги, не позволяя придти турецким подкреплениям. 18 августа вновь был высажен русский десант. 24 августа введены дополнительные силы, которые блокировали город с суши. Тем временем друзы разбили халебского пашу, направлявшегося на помощь Бейруту и тоже осадили город.

Осада длилась около месяца. 22 сентября Джаззар согласился покинуть Бейрут и выехать на русском корабле в Сайду. 29 сентября были подписаны следующие условия сдачи Бейрута: город переходил в руки шейха Юсефа и гарнизон Джаззара поступал в распоряжение Дахира. Первая статья договора о капитуляции признавала друзов состоящими под покровительством России.

Русские войска вступили в город и на следующий день передали его друзам.

Наши потери за все время: убито 34, ранено 96, в том числе 6 офицеров. Трофеями достались: 2 полугалеры (17 пушек, 1.000 ядер), в крепости 14 пушек, 1 мортира, 9 фальконетов, в городе много ручного оружия, дорогих восточных тканей и серебряной посуды. Кожухов, кроме того, потребовал и взял 300.000 пиастров контрибуции, разделенных, согласно морскому уставу, между командами. Русский флаг развевался над Бейрутом до января 1774. Потом русские корабли ушли на остров Парос.

Друзы передали письмо Екатерине с просьбой о присоединении территории Ливана к российским владениям под управлением друзов, но Россия не желая ввязываться в затяжной конфликт на Ближнем Востоке дипломатично промолчала.

История имела небольшое продолжение. Третий раз в 1860 г., во время осложнений в Сирии, Бейрут был главным местом стоянки и базой для крейсерства эскадры флигель-адъютанта Шестакова. Имя Кожухова Михаила Гавриловича было известно на русском флоте, его операцию изучали в Морском Корпусе, а потом все забылось и стёрлось в памяти потомков. Всё как обычно....

Наша экспедиция посвящена событиям 1773 года.

Во время экспедиции будет сниматься документальный фильм.